Каптерев, Петр Федорович

Каптерев, Петр Федорович
(1849-1922)
   Российский педагог и психолог.
   Закончил Московскую духовную академию (1872), преподавал философию в Петербургской духовной семинарии (до 1878), затем - на педагогических курсах при Петербургских женских гимназиях Мариинского ведомства (уволен в связи с обвинением в материализме и безбожии) и на курсах Фребелевского общества. Являлся активным участником съездов по семейному воспитанию, педагогической психологии, экспериментальной педагогике. Под его редакцией вышло 57 выпусков "Энциклопедии семейного воспитания и обучения".
   В работах К. закладываются основы педагогической психологии, исследуются проблемы психологии развития, воспитания и обучения ребенка (Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей, воспитательниц. 1876, 1914; Педагогический процесс. 1905). Анализируя образовательный процесс, К. осмысливает его, с одной стороны, как выражение внутренней самодеятельности человека как индивидуального организма и, с другой стороны, как деятельность, обеспечивающую развитие способностей на личностном уровне.
   Отводя в воспитании и обучении определенную роль саморазвитию, К. подчеркивал в то же время, что человек - существо общественное и его органические и индивидуальные свойства развиваются лишь в связи с обществом и внешней природой (на 910 личность состоит из общественных элементов, и только 110 составляет в ней "личное" начало).
   Психическая жизнь человека рассматривается как энергетическая система, воплощающая в себе и преломляющая на новом уровне законы природы. Деятельность оценивается как детерминанта системы психических процессов, состояний и свойств ребенка в ходе его развития как личности. В контексте анализа процесса интеллектуального развития ребенка, прослеживается формирование образного и отвлеченного мышления. Знаковое мышление характеризуется как новая ступень в деятельности сознания.
   К. анализировал процесс формирования нравственных качеств личности, его факторы и условия, дал анализ их психологического содержания. Предметом рассмотрения выступали также волевые акты: движения, желания, инстинкты. Влечения и стремления как свойства воли выводились К. из потребностей данного организма, а не из внешних побуждений. В психологическом анализе деятельности важная роль отводилась понятиям "мотив" и "цель". Психическая жизнь человека рассматривалась как саморегулирующаяся система. Прослеживая двигательную активность ребенка с рождения до 4-х летнего возраста, К. осмысливал ее как процесс социализации личности, так как к источникам деятельности относились как "естественно-органические" так и "социально-культурные" запросы и потребности.

Кто есть кто в российской психологии. 2011.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Каптерев, Петр Федорович" в других словарях:

  • Каптерев Петр Федорович — Каптерев (Петр Федорович) известный писатель по теоретической педагогике и психологии, преподавал некоторое время философские предметы в Александровском лицее, училище правоведения и на Санкт Петербургских женских педагогических курсах, но… …   Биографический словарь

  • КАПТЕРЕВ Петр Федорович — (1849 1922) российский педагог и психолог. Брат Н. Ф. Каптерева. Труды по детской и педагогической психологии, теории и истории педагогики …   Большой Энциклопедический словарь

  • Каптерев Петр Федорович — [7(19).7.1849, с. Клёново, ныне Подольского района Московской обл., ≈ 7.9.1922, Воронеж], русский педагог и психолог. В 1872 окончил Московскую духовную академию. Преподавал психологию и педагогику в средних и высших учебных заведениях Петербурга …   Большая советская энциклопедия

  • КАПТЕРЕВ Петр Федорович — (род. 1849, Москва – ум. 1922, С. Петербург) рус. психолог и педагог; преподаватель философии и педагогики в С. Петербургской духовной семинарии и Александровском лицее (с 1872). В психологии разрабатывал вопросы их практического применения в… …   Философская энциклопедия

  • Каптерев, Петр Федорович — известный писатель по теоретической педагогике и психологии, преподавал некоторое время философские предметы в Александровском лицее, училище правоведения и на СПб. женских педагогических курсах, но вынужден был оставить преподавательскую… …   Большая биографическая энциклопедия

  • КАПТЕРЕВ Петр Федорович — (1849 1922) русский педагог, историк педагогики, психолог. Основные работы: «Педагогический процесс», «Дидактические очерки», «История русской педагогики», «Этюды по психологии народов» и др. Много внимания уделял дошкольной педагогике и… …   Педагогический словарь

  • Каптерев, Пётр Фёдорович — Каптерев, Петр Федорович КАПТЕРЕВ Петр Федорович (1849 1922), российский педагог и психолог. Стремился создать психологически обоснованную дидактику, разрабатывал учение о типах душевной жизни. Труды по теории и истории педагогики. Редактор и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КАПТЕРЕВ — Петр Федорович (род. 1849, Москва – ум. 1922, С. Петербург) рус. психолог и педагог; преподаватель философии и педагогики в С. Петербургской духовной семинарии и Александровском лицее (с 1872). В психологии разрабатывал вопросы их практического… …   Философская энциклопедия

  • КАПТЕРЕВ — Петр Федорович (1849 1922), российский педагог и психолог. Стремился создать психологически обоснованную дидактику, разрабатывал учение о типах душевной жизни. Труды по теории и истории педагогики. Редактор и соавтор многотомной Энциклопедии… …   Современная энциклопедия

  • Каптерев — (Петр Федорович) изв. писатель по теоретической педагогикеи психологии, преподавал некоторое время философские предметы вАлександровском лицее, училище правоведения и на спб. женскихпедагогических курсах, но вынужден был оставить… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»